Развитие мелкой маторики у младших школьников на уроках логопедии. Обобщение опыта. Развитие мелкой моторики младших школьников в процессе обучения технике вязания

Содержание

Развитие мелкой моторики у младших школьников с ОВЗ

Татьяна Халтуева
Развитие мелкой моторики у младших школьников с ОВЗ

Развитие мелкой моторики руки у младших школьников с ОВЗ

В. А. Сухомлинский писал, что “истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. Чем больше уверенности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, сложнее движения, ярче творческая стихия детского разума. А чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее…”.

М. М. Кольцова, занимаясь изучением условий развития речи, экспериментально доказала, что «рука – это второй центр речи, и развитие речевой зоны идет параллельно с развитием тонких движений пальцев рук», то есть речевые области формируются под влиянием импульсов, исходящих от пальцев рук. Головной мозг (его высшие корковые функции, руки (кончики пальцев, артикуляционный аппарат (движение губ, нижней челюсти и языка при речи) теснейшим образом связаны между собой.

Мелкая моторика – это согласованные движения пальцев рук, умение ребенка пользоваться этими движениями – держать ложку, карандаш, застегивать пуговицы, рисовать, лепить». Ребенок со скованными, неумелыми пальчиками отстает в психомоторном развитии, и, прежде всего, у него возникают проблемы с речью. А если учесть патологическую инертность корковых процессов у умственно отсталых детей, то проблема развития мелкой моторики становится крайне актуальной.

Поступая в 1-ый класс, дети с затруднениями мелкой моторики, недостаточной сформированностью навыков зрительно-двигательной координации испытывают затруднения с письмом: у них быстро устает рука, теряется рабочая строка, не получается правильное написание букв; нередко встречается и «зеркальное» письмо, когда ребенок не различает понятия «лево», «право», «лист», «страница», «строка», не укладываются в общий темп работы. Все это отрицательно сказывается на усвоении детьми программы 1 класса и вызывает необходимость организации дополнительных занятий, цель которых — подготовить руку ребенка к систематическому письму, сформировать элементарные специфические графические навыки письма.

Для реализации цели я определила следующие задачи:

— Выявить индивидуальные способности детей в развитии мелкой моторики.

Развивать тактильную чувствительность рук детей.

— Сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев с речью детей.

— Сформировать элементарные специфические графические навыки.

— Подготовить руку ребенка к письму.

Для решения задач использую следующие средства:

Развитие графической моторики.

а) Особое место занимает штриховка, обведение по трафарету фигур или предметов, с использованием простого и цветного карандашей. Трафареты на разную тематику: овощи, фрукты, посуда, одежда, животные и т. д. Для штриховки используются книги для раскрашивания.

б) Обведение контуров. Обвести рисунок точно по линиям, не отрывая карандаш от бумаги.

в) Рисование узоров по клеточкам. В образце есть начало узора, необходимо его продолжить.

г) Рисование по опорным точкам, пунктирным линиям.

д) Раскрашивание картинки.

— Использование физкультминуток, где движения детей сочетаются с речью. Такие физкультминутки способствуют переключению на другой вид деятельности, повышению работоспособности, снятию нагрузки, тренируют психические процессы (память,

внимание, слуховое восприятие).

-Массаж рук, пальчиковые игры, пальчиковый тренинг способствуют освоению детьми элементов самомассажа, оказывают оздоровительное воздействие на организм ребенка, улучшают функции рецепторов проводящих путей.

Пальчиковые упражнения в сочетании со звуковой гимнастикой стимулируют умственную деятельность, способствуют хорошему эмоциональному настрою, улучшению произношения многих звуков, а значит — развивают речь.

Массаж рук проводится сначала на одной руке, затем на другой руке.

1. Поглаживание от кончиков пальцев до середины руки с внешней и тыльной стороны.

2. Разминание пальцев: интенсивные круговые движения вокруг каждого пальца.

3. Интенсивные движения большого пальца вперёд-назад, вверх-вниз, по кругу.

4. Сгибание-разгибание всех пальцев одновременно.

5. Сгибание-разгибание руки в кистевом суставе.

6. Интенсивное растирание каждого пальца.

7. Точечный массаж каждого пальца между фалангами с боковых и фронтально-тыльных сторон.

1. Сжать пальцы в кулак и сделать круговые движения кистью влево, Затем вправо. 4-5 раз.

2. С силой сжимать и разжимать пальцы. 5-6 раз.

3. Выпрямить пальцы, большой палец отвести в сторону и проделать им круговые движения сначала влево, затем вправо. 4-6 раз.

4. Выпрямить пальцы, одновременно сгибать и разгибать две первые фаланги. 5-6 раз.

5. Развести прямые пальцы, последовательно, веерообразным движением, начиная с мизинца, согнуть все пальцы в кулак. Затем, начиная с большого пальца, вернуться в исходное положение. 3-4 раза.

6. Сжать пальцы в кулак. Попробовать разгибать и сгибать отдельно каждый палец. Стремиться к тому, чтобы другие оставались собранными в кулак. Упражнения выполняются сидя, локти поставлены на стол. Постепенно довести количество повторений до 10-15 раз. Закончив гимнастику, следует потрясти расслабленными кистями и сделать массаж.

Пальчиковые игры – культурное наследие немецкого народа. Они увлекательны, способствуют развитию речи, творческой деятельности, вырабатывают ловкость, умение управлять своими движениями, активизируют моторику руки. Дети изображают из пальцев предметы, птиц, животных. Все фигуры с небольшим стихотворным сопровождением.

— Игры (дидактические, театрализованные, «театр в руке», сюжетно-ролевые) позволяют повысить общий тонус, развивают внимание, память, снижают психоэмоциональное напряжение, развивают воображение.

— Сюжетно-тематические занятия по аппликации, конструированию, рисованию, и лепке способствуют развитию познавательных и творческих способностей, развитию навыков и умений детей, координации движений пальцев рук, способствуют развитию речи.

— Чтение художественной литературы, потешек расширяет горизонты познания, стимулирует речевое и интеллектуальное развитие, расширяет словарный запас.

— Использование графических упражнений учит ориентироваться на ограниченной плоскости, развивают мыслительную деятельность, внимание, память ребенка, приучают руку к сознательным, точным, целенаправленным движениям.

Чтобы развитие мелкой моторики пальцев рук стало увлекательной игрой, использую разнообразные приемы:

— Показ при помощи рук различных изображений («очки», » стул», «колокольчик», «зайка» и. т. д., которыми может сопровождаться чтение потешек или сказок;

— Обрывание бумаги разной плотности и фактуры (салфеток, газетной, картона)

— Сминание пальцами комочков из бумаги;

— Перебирание и сортировка круп и семян (рис, пшено, горох, фасоль и др.)

— Выкладывание из крупы на фоновой бумаги различных изображений геометрических фигур, букв, цифр, узоров)

— Выполнение аппликаций из природного материала (семян, орех, яичной скорлупы и т. д)

— Создание на бархатной бумаге изображений и узоров из цветных нитей — ниткопись.

— Завязывание и развязывание бантов, узлов;

— Застегивание пуговиц, молний, крючков;

— Нанизывание бус, пуговиц и мелких игрушек на леску, работа с проволокой;

— Конструирование из палочек, полосок узоров различными пальцами;

— Плетение крючком косичек и выкладывание из них изображений по контуру.

— Лепка из соленого теста.

— Рисование различными материалами (карандашом, мелом, цветными мелками, акварелью, гуашью и т. д.)

— Плетение из бумаги и тесьмы ковриков, полосок.

— Симметричное вырезание, аппликация, вырезание ножницами различных фигурок из старых картинок.

Все виды занятий – кропотливый, интересный труд, который развивает внимание, совершенствует сенсомоторику – согласованность в работе глаза и руки, координации движений, их точность.

Для эффективности коррекционной работы соблюдаю принципы:

Принцип осознания совершаемых действий.

Действия сопровождаю проговариванием этих действий. Например: «Какой пальчик сейчас работает?», » Твои пальчики сейчас сгибаются или разгибаются?» и т. д.

Принцип развернутости освоения навыков.

Темп и механизм освоения навыков у разных детей неодинаков в силу их индивидуальных особенностей. Каждая часть программы может быть освоена при разном количестве занятий. Поэтому отрабатываю навыки освоения движений ребенка в оптимальном именно для него режиме.

Принцип обратной связи.

По ходу занятия комментирую, помогаю, подсказываю и оцениваю действия ребенка для закрепления у него правильных двигательных действий. Применение данного принципа позволяет ребенку быстро корректировать свои двигательные действия, если он допускает ошибки.

В работе по развитию мелкой моторики придерживаюсь некоторых правил:

1. Задание подбираю с учетом их постепенно возрастающей сложности.

2. Учитываю индивидуальные особенности ребенка, темп его развития, возможности, настроение.

3. Работу провожу регулярно, систематически.

4. Соблюдаю временной регламент, чтобы не вызвать переутомления ребенка.

5. Повышаю у детей интерес к упражнениям и заданиям, превратив их в занимательную игру.

6. Забочусь о том, чтобы деятельность ребенка была успешной, тогда подкрепляется его интерес к играм и занятиям.

7. Стараюсь, чтобы процесс обучения и развития сформировывал у детей положительную мотивацию.

Использование упражнений, игр, заданий для развития и совершенствования мелкой моторики кисти и пальцев рук дает положительную динамику в развитии мелкой моторики и развитии речи детей в целом.

Развитие мелкой моторики у младших школьников с использованием нестандартного оборудования.
статья по логопедии (1 класс) по теме

Совершенствование мелкой моторики-это совершенствование речи.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования и их роль в развитии речи младших школьников.

С каждым годом жизнь предъявляет все более высокие требования не только к нам, взрослым, но и к детям: неуклонно растет объем знаний, которые нужно им передавать. Мало того, педагоги хотят, чтобы усвоение этих знаний было не механическим, а осмысленным. Для того, чтобы помочь детям справиться с ожидающими их сложными задачами, нужно позаботиться о своевременном и полноценном формировании у них речи. Это-основное условие успешного обучения, ведь посредством речи совершается развитие отвлеченного мышления, с помощью слова мы выражаем свои мысли. Что же следует делать для того, чтобы речь ребенка развивалась правильно, вовремя, чтобы он рос существом социальным?

Ответы на эти вопросы ищут специалисты разных областей знаний -психологи, физиологи, логопеды, дефектологи.

М.М. Кольцова в работе «Ребенок учится говорить» указывает на то, что речевые области головного мозга человека формируются под влиянием импульсов от пальцев рук. Это значит, чем больше ребенок умеет, хочет и стремится делать руками, тем он умнее и изобретательнее. Ведь на кончиках пальцев — неиссякаемый источник творческой мысли, который питает мозг ребенка. Вся история развития человечества доказывает, что движения руки тесно связаны с речью. Функция руки и речь развиваются параллельно. Естественно, это должно использоваться в работе школьного логопеда с детьми, особенно с теми у которых имеются различные нарушения развития речи. Совершенствование мелкой моторики – это совершенствование речи.

Читать еще:  Основы вязания как научиться вязать. Курс обучения вязанию спицами для начинающих

Большое стимулирующее влияние функции руки отмечают все специалисты, изучающие деятельность мозга, психику детей.

Выдающийся русский просветитель Н.И. Новиков еще в 1782 году утверждал, что «натуральное побуждение к действию над вещами детей есть основное средство не только для получения знаний об этих вещах, но и для всего умственного развития».

И.П. Павлов внес большую ясность в этот вопрос. Он придавал тактильным ощущениям огромное значение, поскольку они несут в речевой центр, в его двигательную часть, дополнительную энергию, способствующую его формированию. Чем совершеннее кора головного мозга, тем совершеннее речь, а значит, и мышление. В коре головного мозга речевая область расположена совсем рядом с двигательной. Собственно, она является ее частью. Именно близость моторной и речевой зон навели ученых на мысль, что тренировка тонкой (мелкой) моторики пальцев рук оказывает большое влияние на развитие активной речи ребенка.

Мелкая моторика-это согласованные движения пальцев рук, умение ребенка «пользоваться» этими движениями. Головной мозг (его высшие корковые функции), руки (кончики пальцев) и артикуляционный аппарат (движения губ, нижней челюсти и языка при речи) связаны между собой теснейшим образом. Ребенок со скованными движениями неумелых пальцев отстает в психомоторном развитии, у него возникают проблемы с речью.

Пальчиковые игры и упражнения -уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи.

Я хотела бы предложить ряд игр для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования, которые использую на логопедических занятиях.

Основной целью представленных игр является развитие координации движений мелкой моторики рук через нетрадиционное использование различных предметов.

1.Формирование познавательной активности и творческого воображения детей.

2.Закрепление проговаривания стихов одновременно с движениями пальцев рук.

1.Развитие артикуляционной и мелкой моторики.

2.Развитие зрительного, слухового восприятия, творческого воображения.

3.Развитие тактильной чувствительности рук.

4.Развитие психических процессов: внимания, памяти, мышления, воображения.

5.Развитие восприятия и переключения на разные виды деятельности.

6.Упражнение в умении выражать свое эмоциональное состояние, используя мимику и выразительные движения пальцев рук.

7.Совершенствование двигательной памяти.

8.Развитие речемыслительной деятельности.

9.Развитие мимической мускулатуры.

10.Развитие просодической стороны речи: чувства темпа, ритма, силы голоса, дикции, выразительности речи.

1.Создание положительного эмоционального фона, радости, ожидания праздника.

2.Создание у детей эмоционально-приподнятого настроения, увлечение детей сказочным сюжетом.

3.Воспитание усидчивости, умения доводить начатое дело до конца.

4.Формирование дружеских взаимоотношений.

5.Воспитание внимания к обращенной речи.

6.Развитие чувства уверенности в себе.

7.Формирование положительной мотивации на занятии.

8.Воспитание самоконтроля за речью, желания заниматься.

9.Формирование умения радоваться, достигая цели.

10.Формирование коммуникативных навыков.

Общие рекомендации по организации и проведению пальчиковых упражнений.

Комплексы упражнений предназначены для детей 6-8 лет и имеют свои отличительные особенности.

1.Логопед создает мотивацию перед разучиванием блока упражнений.

2.Предмет во время гимнастики для пальцев временно превращается в игрушку или занимательную вещь.

3.Умеренная дополнительная нагрузка при удержании предмета во время упражнений положительно влияет на систему кровообращения, воспитывает дополнительный навык управления мышцами и координации движений.

4.Присвоение каждому упражнению названия, которое дети должны запомнить и соотнести его со зрительным образом (картинкой), служит средством для более легкого запоминания упражнения.

5.Зрительный образ служит раздражителем, побуждающим осуществлять соответствующий стереотип движений какого-либо упражнения.

6.Пальчиковая гимнастика с использованием нестандартного оборудования начинается с разогрева и разминки мышц кистей рук, повышения подвижности суставов с помощью самомассажа, который помогает снять усталость, напряжение мышц от процесса письма и оказывает тонизирующее воздействие на биологическую активность кровообращения, состояние мышц и суставов кистей рук.

7.Массажером служит предмет, с которым осуществляется пальчиковая гимнастика.

8.Установка логопеда прилагать усилие при разучивании и повторении упражнения создает ощущение напряжения в мышцах, что способствует выработке их силы, а повторное сокращение мышц при дублировании упражнений умножает ее.

9.Установка логопеда на отведение пальцев до упора способствует повышению эластичности мышечных волокон.

10.Удерживание предмета во время выполнения упражнения способствует развитию произвольности (осознанности) и повышает координацию движений.

11.Число упражнений и их продолжительность логопед регулирует самостоятельно, учитывая индивидуальные особенности ребенка.

12.Проведение пальчиковой гимнастики на логопедическом занятии является его фрагментом и должно быть подчинено единым законам построения.

13.Компоновка упражнений комплексов пальчиковой гимнастики может быть произвольной, так как они все направлены на развитие объема движений, их силы, координации, переключаемости, точности, удержания позы.

Игры с платочками.

Стираем вместе с мамой.

Дети кладут платочек на колени или на любую ровную поверхность.

Мама вечером стирала, Берут платочек в обе руки и

А я рядышком стояла, имитируют стирку белья.

Не стирала – охала- Покачивают головой вправо,

Ох, ох, ох. Голосовое включение.

Да глазами хлопала – Дети разводят в разные

стороны пальцы обеих рук,

подносят их к лицу и

Хлоп, хлоп, хлоп. Голосовое включение.

Да ногами топала – Дети топают ногами.

Топ, топ, топ. Голосовое включение.

Лучше б было не стоять, Дети берут платочек в обе

А взять и маме помогать! руки и имитируют стирку

Дети кладут платочек на колени или на любую ровную поверхность.

Паучок ползет. Все пальцы правой и левой

руки «бегут» по платочку.

Зацепился паучок Дети крепко сжимают в

Тонкой ниткой за сучок. кулаки пальцы обеих рук.

Лапками перебирает, Разжимают пальцы обеих

рук, двигают ими.

Паутинки сплетает, Водят круговыми

Мух поджидает. движениями

обеих рук по платочку,

затем собирают платочек

Дети кладут платочек на колени или на любую ровную поверхность.

Улитка-недотрожка Ставят кулак правой

Высунула рожки. или левой руки на

указательный и средний

пальцы – «рожки улитки»,

Медленно ползет, Пальцы («рожки»)

Домик везет, медленно «передвигаются»

по поверхности платочка.

Листики жует! Пальцы обеих рук

Игры со счетными палочками.

У Лариски две редиски.

У Лариски – две редиски, Дети ставят счетную

палочку на большой

палец правой руки

и держат указательным

пальцем правой руки.

У Алешки – две картошки, Ставят счетную палочку на большой палец правой руки и держат средним пальцем правой руки.

У Сережки-сорванца – Ставят счетную палочку

два зеленых огурца, на большой палец

правой руки и держат

А у Вовки – две морковки. Ставят счетную палочку

на большой палец правой

руки и держат мизинцем

Овощи с грядки – Убирают счетную палочку

Все у нас в порядке! за спину.

Птицы в небе тают, тают, Дети машут руками,

Птицы к югу улетают. постепенно поднимая

Все, растаяли вдали — Подносят ладонь

«козырьком» ко лбу.

Аист, Берут в руки счетную

палочку, ставят ее на

большой палец правой

Цапли, Ставят счетную палочку на большой палец

правой руки и держат

Журавли. Ставят счетную палочку на большой палец

правой руки и держат

Цапля ходит по болоту.

Цапля ходит по болоту, Дети ставят счетную

палочку на большой палец

правой руки и держат

Будто ищет там кого-то. Ставят счетную палочку

на большой палец правой

руки и держат средним

пальцем правой руки.

Ой, боюсь, что эта цапля Ставят счетную палочку

на большой палец правой

Лягушонка хочет… Ставят счетную палочку на большой палец

правой руки и держат

мизинцем правой руки.

Сцапать! Убирают счетную палочку

Игры с зубными щетками.

Я возьму зубную щетку, Растирают щеткой

Чтоб погладить пальчики. подушечки Станьте ловкими скорей, пальцев правой, Пальчики-удальчики! затем левой руки,

начиная с большого

пальца и заканчивая

Дети берут в руки зубную щетку.

Раз, два, три, четыре, пять — Под счет растирают

пальцев правой или

левой руки, начиная

с большого пальца

и заканчивая мизинцем,

затем меняют руки.

В лес идем мы погулять! Растирают щеткой ладонь, За черникой, большой палец,

За малиной, указательный,

За брусникой, средний,

За калиной, безымянный,

Землянику мы найдем мизинец.

Убирают зубную щетку

И братишке отнесем! Вытягивают руки вперед-

Подарки Деда Мороза.

Дети берут в руки зубную щетку, растирают подушечки пальцев правой или левой руки, начиная с большого пальца и заканчивая мизинцем.

Дед Мороз принес подарки! Растирают щеткой

Буквари, большой палец,

И машины, Растирают зубной

И пингвина, средний,

Шоколадок полмешка безымянный,

И пушистого щенка! мизинец.

Игры с резиночками для волос.

Руки с мылом мы помыли — Дети потирают ладонями обеих рук.

Нас обедать пригласили. Делают манящие движения кистями

обеих рук. Надевают резиночку для волос на каждый палец руки, начиная с большого пальца и заканчивая мизинцем, затем меняют руки.

Ели супчик Надевают резиночку

на большой палец,

И котлету, на указательный,

Ели дыню на средний,

И конфету, на безымянный,

Ели маковый рулет. На мизинец.

Очень вкусный был обед! Облизывают губы языком, показывают,

как было вкусно.

Ночью тихо –«Ц-ц-ц!» Дети подносят

ко рту и произносят

Только ветер – «С-с-с!» Протяжно, на одном

Надевают резиночку для волос на каждый палец руки, начиная с большого пальца и заканчивая мизинцем, затем меняют руки.

Спит белочка, Надевают резиночу

на большой палец,

Спит зайчик, на указательный,

Спит ежик, на средний,

Спит кабанчик. на безымянный,

Одна сова не спит, на мизинец.

А все вокруг глядит! Большой палец любой

сжимают в кулак.

в разные стороны.

Игры с крупными бигуди.

На ладошке ехали, Дети катают бигуди

До угла доехали. между ладонями вперед назад, руки держат

Сели на машину, Дети кладут бигуди

на колени или на любую

Налили бензину. Выполняют

логопедическое упражнение «Индюк». На машине ехали, Катают бигуди между

До реки доехали, ладонями вперед-назад, руки держат перед собой.

Тр-р-р. Стоп. Разворот. Перестают катать и

На реке – пароход! Катают бигуди между

Пароходом ехали, ладонями вперед-

До горы доехали. назад, руки держат

Пароход не везет. перед собой. Надо сесть в самолет, Катают бигуди между

Самолет летит ладонями вперед-назад, В нем мотор гудит- руки направляют вверх

У-у-у-у-у-у-у! над головой.

Дети кладут бигуди на колени или на любую ровную поверхность.

Вот на небо самолет Прямая кисть «взлетает»

Отправляется в полет! вверх.

Вот кораблик подплывет, Берут бигуди в руки

Носом волны разведет! и катают их между

А от самого порога ладонями вперед-назад,

Для машин идет дорога! руки держат перед собой.

Читать еще:  Как сделать цветок кактуса из салфеток. Объемный кактус из бумаги. Игольница связанная спицами

Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования.- Автор-сост. О.А. Зажигина. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС». (Серия «Кабинет логопеда»). 2013.

Бачина О.В., Коробова Н.Ф. Пальчиковая гимнастика с предметами. Определение ведущей руки и развитие навыков письма у детей 6-8 лет: Практическое пособие для педагогов и родителей. – М.: АРКТИ, 2009.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Детский церебральный паралич (ДЦП) — одна из форм нервно-психической патологии сложного генеза при ведущем поражении двигательных зон и двигательн.

Материал о возможности и важности использования ИКТ в ГПД для развития творческих способностей детей.

Федеральный Государственный Образовательный стандарт выдвинул новые требования к результатам освоения основных образовательных программ. Главная цель образования состоит не в передаче знаний и социаль.

Аппробировано на собственном опыте.

Данная статья раскрывает способы развития у детей мелкой моторики через различные виды деятельности.

Педагоги в школе часто отмечают проблемы в координации движений пальцев рук у детей первых и вторых классов .

Развитие мелкой моторики входит в систему здоровьесберегающих технологий.Использование здоровьесберегающих технологий, позволяют сделать учебный процесс для ребенка более комфортным, повышает эффектив.

Развитие мелкой моторики у младших школьников

Логопеды и детские психологи установили прямую связь между развитием речи и мелкой моторикой рук. Планомерное развитие мелкой моторики будет являться своеобразной гарантией такого же планомерного развития речи. Неспособность ребенка к основным действиям пальцев, соответствующим его возрасту, в большинстве случаев будет связана и с отставанием в развитии речи.

Как и почему связаны мелкая моторика и речь ребенка младшего школьного возраста? Корни этой связи уходят в далекое прошлое. Много тысяч лет назад люди для общения пользовались жестами, сопряженными с отдельными выкриками. Результатом стало отличное развитие мелкой моторики рук с попутным увеличением площади двигательной проекции кистей рук в человеческом мозге. Развитие речи происходило в несколько этапов.

Примерно такую же картину можно наблюдать у детей. Первоначально у них развиваются пальцы рук, которые они используют для изучения окружающего мира, и только после этого стартует процесс развития речи.

Руки и мозг неизменно связаны между собой. Все психологические процессы, происходящие в мозге, обязательно найдут отражение в жестах и движениях рук.

Учителя первых и вторых классов часто отмечают проблемы в координации движений пальцев рук у детей с диагностированным отставанием в речевом развитии. Как правило, таким детям сложно делать что-то самостоятельно, в том числе и по образцу, они имеют проблемы с ориентацией как в пространстве, так и во времени.

Также для младших школьников с подобными проблемами характерен низкий темп работы в области графической деятельности, что, в свою очередь, становится причиной слабой успеваемости в школе.

На самом же деле, если своевременно диагностировать проблему, можно начать работу по ее устранению и помочь малышу овладеть мелкой моторикой рук, а заодно и усовершенствовать речевые навыки.

Как правило, учителя и логопеды, планируя развитие мелкой моторики у детей младшего школьного возраста, разрабатывают несколько направлений работы. С малышами занимаются:

  • пальчиковой гимнастикой;
  • играми для развития пальцев рук;
  • прикладным трудом.

Подробнее о каждом методе воздействия на мелкую моторику детей младшего школьного возраста мы расскажем ниже.

Пальчиковая гимнастика

Пальчиковая гимнастика — один из самых эффективных и доступных методов, позволяющих ускорить развитие мелкой моторики, а вместе с этим и речи, памяти и воображения.

Регулярные занятия пальчиковой гимнастикой помогут пальцам детей младшего школьного возраста стать более гибкими, ловкими и податливыми. Обычно дети такие занятия воспринимают как часть игры, в которой они с удовольствием принимают участие. В ходе выполнения гимнастики младшие школьники учатся быть внимательными и сконцентрированными. Выделяют несколько вариантов упражнений из раздела пальчиковой гимнастики.

  1. Ладони смыкаются таким образом, чтобы пальцы касались друг друга попарно и находились в разведенном состоянии, после чего ребенку предлагают их соединить, по очереди свести и развести, похлопать сначала разведенными, потом сведенными пальцами.
  2. Руки кладут на парту, оставляя кисть в приподнятом положении, после чего касаются поверхности парты каждым пальцем по очереди.
  3. Ладонь с прижатыми пальцами лежит на столе, после чего пальцы сгибают в кулак и выпрямляют.
  4. Ладонью касаются поверхности парты, после чего сжимают ее в кулак, поворачивают ребром.

На всю разминку в среднем уходит около двух минут. Достаточно проводить ее несколько раз в неделю, чтобы увидеть положительную динамику развития мелкой моторики.

Лепка для развития мелкой моторики

Лепка — отличный вариант занятия, стимулирующего развитие мелкой моторики рук, но не только. Во время работы с материалом дети младшего школьного возраста получают возможность как интеллектуального, так и эстетического развития. Вылепливая фигуры и композиции, ребенок учится:

  • развивать трудовые навыки;
  • укреплять пальцы;
  • улучшать ловкость рук.

По ходу укрепления пальцев развивается и речь ребенка. Для того чтобы он прогрессировал, задания по лепке необходимо менять, постепенно усложняя их добавлением новых приемов, подразумевающих задействование разных движений рук.

В процессе работы с пластилином дети отрабатывают различные приемы, раскатывая, защипывая, сплющивая материал. Все эти действия способствуют укреплению кистей, позволяют пальцам и рукам стать более чувствительными.

Регулярные занятия лепкой позволяют малышу:

  • развлечься в свободное время;
  • научиться отличать цвета и формы;
  • развивать воображение и фантазию;
  • освоить взаимодействие рук;
  • воплощать в жизнь свои идеи.

Лепить с детьми младшего школьного возраста можно не только из пластилина, но и из глины, а также из соленого теста. Поделки из теста можно будет запечь в духовке, раскрасить кисточкой или пальцами и сохранить на память.

О пользе аппликации

Аппликация — это разновидность изобразительной техники, которая заключается в вырезании фигур и элементов и наклеивании их на основу с фоном. Элементы могут быть выполнены не только из бумаги, но и из кожи, ткани, шерсти и даже природного материала.

В процессе работы над аппликациями дети учатся развивать координацию движений, владеть ножницами, развивают пространственное мышление, изучают формы, цвета. Кроме того, аппликация, так же как и лепка, стимулирует развитие мелкой моторики рук.

Мозаика для развития моторики

Дети младшего школьного возраста дома и на уроках труда с удовольствием работают с цветной мозаикой, складывая узоры по образцу. Такие занятия стимулируют развитие мелкой моторики и речевых навыков, учат детей доводить начатое до конца, быть внимательными и сконцентрированными.

По мере успехов младшего школьника в процессе сборки мозаики можно усложнять ему задания, предлагая поработать с более мелкими деталями, собирать узоры без образца или придумывать орнаменты самостоятельно.

О пользе изобразительной деятельности

Развитие мелкой моторики рук будет особенно успешным в случае привлечения ребенка к изобразительной деятельности. В процессе малыш сможет не только поработать над ловкостью пальчиков, но и научиться различать цвета и оттенки, стать более восприимчивым.

Рисовать младший школьник может как кисточкой, так и пальчиками. Последний вариант особенно нравится детям, независимо от возраста. Так называемые пальчиковые картины могут быть самыми разнообразными пополнить коллекцию достижений малыша. Самые красивые и аккуратные работы дети могут презентовать друзьям и родным на праздники.

Развивать навыки рисования, а вместе с ними ловкость рук и воображение можно с помощью обычных карандашей, фломастеров и мелков. Отличный вариант — рисование с помощью веревочки. Младшим школьникам обычно особенно нравится такой нестандартный подход, поэтому они с удовольствием создают свои оригинальные картины. Суть рисования веревочкой заключается в следующем: используя контрастного цвета веревочку и бумагу с определенного цвета фоном, можно складывать на ней из веревочки разные фигуры.

Рукоделие — оригинальный метод развития пальцев рук

На развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста отлично влияет рукоделие. Естественно, что больше удовольствия от возможности вышивать, вязать, шить или работать с бисером получат девочки, однако не исключено, что подобная деятельность сможет увлечь и мальчиков, которых можно научить самым простым вещам: пришиванию пуговиц или штопанью дырок.

Так же как и в случае с занятиями, описанными выше, в ходе уроков по рукоделию нужно будет постоянно усложнять задания, построенные на тонких, ловких и четких действиях.

Игры с мячом

Работать над развитием мелкой моторики рук детей можно с помощью игр с небольшими мячами, имеющими разную форму, структуру, размер и цвет. Подбирать мячи можно в соответствии с возрастом и особенностями ребенка для развития не только ловкости рук, но и зрительной чувствительности, умения сравнивать, мышечного чувства.

Достаточно часто дети младшего школьного возраста, имеющие проблемы с развитием мелкой моторики, не справляются с заданиями, подразумевающими использование мяча. Сложности возникают при выполнении даже простых действий, что вызывает чувство досады и разочарования у ребенка, и он отказывается продолжать работу.

Именно поэтому начинать занятия лучше с небольшого утяжеленного мешочка, который будет имитировать мяча. Когда ребенок научится управлять им каждой рукой поочередно, можно будет подключить к работе мяч.

Чтобы игры с мячом положительно влияли на развитие мелкой моторики у ребят младшего дошкольного возраста, необходимо заниматься с ними регулярно. Чтобы школьник не потерял интереса к упражнениям, необходимо будет наполнять их новыми оживляющими элементами, например хлопками, поворотами торса и пр.

Наиболее эффективные варианты игр с мячом для развития моторики:

  • подбросить маленький мяч вверх и поймать его одной рукой;
  • менять руки при подбросе мяча и улавливании его;
  • с жонглированием сначала двумя, а потом тремя мячами двумя руками;
  • с жонглированием двумя мячами одной рукой.

Чем чаще младшие школьники будут работать над такими упражнениями, тем заметнее станет их прогресс в отношении развития мелкой моторики рук.

Графические задания

Помимо вышеперечисленных упражнений, направленных на развитие мелкой моторики рук у младших школьников, существуют еще и графические занятия, улучшающие координацию рук, внимание и зрительную память. Младшим школьникам работа над выполнением графических заданий также позволяет улучшить навыки письмом.

Выбрать можно из следующих упражнений.

  1. «Найди дорогу». Простой и доступный вариант игры. На бумаге рисуют машины и гаражи, при этом от каждой машины к гаражу идет своя дорога, спутываясь с дорогами от других машин. Задача ребенка – провести пальчиком по дороге от машины к гаражу, определив правильную.
  2. «Дорисуй-ка!» Ребенку предлагают незаконченный вариант картинки с образцом такой же, но законченной. Ему нужно будет дорисовать первую по образцу.
  3. «Точки-картинки». Младшему школьнику предлагают по точкам создавать различные рисунки и картины, соединяя их сплошной линией без отрыва руки.
  4. «Заштрихуй!». Детям предлагают заштриховать фигуры линиями, соблюдая границы. Штриховать можно разными линиями, начиная от вертикальных и заканчивая волнистыми по диагонали.
Читать еще:  Именины домового. Отсутствие домового чувствуется сразу: нарушается сон, нет покоя в душе, ломаются и портятся вещи, не приживаются животные, со временем наступает тоска и пропадает желание жить. Некоторые другие обычаи, связанные с Домовым

Дидактические игрушки и их роль в процессе работы над моторикой

На развитие мелкой моторики у ребят младшего дошкольного возраста отлично влияют правильно подобранные дидактические игрушки. Во время манипуляций с такими игрушками дети не теряют интерес к процессу, ищут варианты для экспериментов, неожиданные конструктивные решения.

Чтобы понять принцип игры с такими игрушками, детям необходимо запоминать алгоритм действий, показанных взрослым, стараться воспроизвести их в той же последовательности, что дополнительно развивает зрительную память и внимание.

Дидактические игрушки предлагают младшим школьникам поработать с нанизыванием предметов друг на друга или на основу, с прокатыванием, раскладыванием и так далее. Выбирая дидактические игры для ученика младших классов, нужно изначально ставить перед малышами посильную задачу и усложнять ее по мере выполнения.

В заключение отметим, что детям младшего школьного возраста развитие мелкой моторики рук необходимо не только для корректировки речевого развития, но и для расширения общего кругозора, коррекции эмоционального фона, тренировки навыков самообслуживания, обучения работе в команде со способностью прибегать к взаимопомощи.

Развитие мелкой моторики у младших школьников как условие развития речи

Дата публикации: 23.12.2019 2019-12-23

Статья просмотрена: 55 раз

Библиографическое описание:

Чумак З. Л., Шахматенко Ж. Г., Докучаева И. А. Развитие мелкой моторики у младших школьников как условие развития речи // Молодой ученый. — 2019. — №51. — С. 362-364. — URL https://moluch.ru/archive/289/65598/ (дата обращения: 30.01.2020).

В данной статье обосновывается актуальность развитие и совершенствование мелкой моторики кисти и пальцев рук, которая является главным стимулом развития центральной нервной системы, всех психических процессов речи.

Ключевые слова: совершенствование моторики пальцев рук, психические процессы речи, мелкая моторика, техника письма, правильная координация движения тела, работы по развитию руки.

Развитие и совершенствование мелкой моторики пальцев рук и кисти пальцев у младших школьников, является главным стимулом развития центральной нервной системы, всех психических процессов речи.

В. А. Сухомлинский писал, что «истоки способностей и дарований детей на кончиках их пальцев. Чем больше уверенности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, сложнее движения, ярче творческая стихия детского разума. А чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее…». [1, с. 74].

Современная система образования и воспитания детей, требует изменения требований к содержанию и характеру начального образования. Это определяет необходимость совершенствования развития ребенка школьного возраста, важным направлением которого является целостное развитие личности. В начальной школе многие обучающиеся сталкиваются с трудностями чтения и письма, что обусловлено недостаточным развитием у них мелкой моторики рук. На развитие речи влияет нарушение мелкой моторики.

По словам В.Г Беззубцева «Мелкая моторика — совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой. Она имеет значение при выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук». [2, с. 68].

Учеными выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же задерживается речевое развитие, то и развитие движений пальцев отстаёт, хотя общая моторика при этом может быть выше нормы и даже норма.

Дети 6–7 лет готовы к обучению в школе тогда, когда они умеют изобразить фигуру человека. С головой, туловищем, конечностями, изобразить все элементы лица: глаза, уши, нос. На голове волосы, шею, обозначить правильное количество пальцев на руках. При воспроизведении элементов букв и цифр должны уметь правильно ориентироваться на листе тетради, копировать буквы, их наклон, правильно делить фразы на слова, писать вертикальные и горизонтальные линии, обводить различные фигуры без отрыва руки, вычерчивать линии, согласно указанным направлениям, иметь достаточно быстрый темп работы, отсутствие напряжения и сжатости при выполнении различных заданий, связанных с письмом.

Письмо — это сложный навык, он включает выполнение согласованных графических умений. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, правильного положения тела, зрительной сосредоточенности к произвольной деятельности школьников, а также определенной зрелости важных отделов коры головного мозга участвующих в работе формирования навыка письма.

Овладение письмом — это длительный, сложный процесс. Значительное количество современных шести семилетних детей испытывают большие трудности при обучении письму.

Говоря об этой проблеме Л.Н Блинова утверждает, «что неподготовленность к письму, неразвитость двигательных координаций, зрительного восприятия, слабость волевых устремлений приводят к развитию негативно — напряженного, тревожного состояния ребенка в школе». [3, с.116].

Прежде чем приступить к обучению писать букв, обучающихся нужно подготовить к этому сложному процессу. Такой подготовкой будут изобразительная деятельность: раскрашивание, рисование, вырезывание и наклеивание различных фигур на лист бумаги, лепка из пластилина, солёного теста фигур животных, обводка и штриховка геометрических фигур и изображений животных, фруктов, цветов и т. д. В современной начальной школе идёт длительная подготовка детей к письму, для этого выполняются целенаправленные, последовательные упражнения в игровой форме на всех уроках в течение до букварного и букварного периода.

− Упражнения для развития глазомера, кисти руки и мелких мышц пальцев, обводка и штриховка геометрических фигур.

− Работа в тетрадях в клетку. Отступ клеток по 2 слева направо и сверху вниз. Овладение строчкой в пробел в одну-две клетки. Рисование и закрашивание различных узоров, состоящих из горизонтальных, вертикальных, волнистых и округленных линий.

− Обязательное знакомство с тетрадью в косую линейку для письма в первом классе. Обложка тетради, страницы, строчки на странице, линейки в строчке. Штриховка узоров, состоящих из различных линий. Овладение узкой и широкой строчкой. Подготовка к письму элементов букв.

− Очень хорошим упражнением является письмо простым карандашом элементов букв: прямой короткой линией, длинной прямой линией, линией с закруглением внизу, так как карандаш легко скользит по листу тетради, если не верно выполнено задание его легко удалить и повторить задание заново.

− Повторение изученных элементов букв. Письмо новых букв: длинной линией с петлей внизу, линия с закруглением вверху и внизу.

− Повторение изученного материала. Закрепление письма новых элементов букв: прямых линий, овалов и полуовалов.

− Повторение изученного. Письмо овалов без соединительной линии.

− Письмо односложных, двухсложных простых слов и простых предложений.

Рисование кружков и обводка клеток в тетрадях, выделение прямой наклонной в право палочки. В последующие упражнения входят узор, в которых есть длинная палочка, флажки. Круги рисуют от середины линии на строчке справа налево, добавляются узоры, состоящие из овалов, полуовалов и петель.

По окончании учебного года проводится списывание заданного текста или диктант, включающий все изученные буквы и их элементы.

Примеры работы по развитию мелкой моторики пальцев, которые наиболее часто встречаются в практике работающих учителей:

1. Формирование правильного положения при держании ручки или карандаша во время письма: ручку, карандаш держат тремя пальцами: большим, указательным и средним. При этом положении ручка лежит на левой стороне среднего пальца. Большой палец поддерживает её слева, а указательный сверху. Верхний конец направлен в плечо. При правильном захвате указательный палец должен легко приподниматься, при этом ручка не падает, рука не испытывает дополнительной нагрузки, меньше устаёт.

Для развития правильности держания пишущей ручки используются пальчиковые игры, особенно большого и указательного пальцев, упражнения с карандашом, игровые упражнения типа «Покорми птиц», «Покрась забор».

2. Упражнения в правильном распределении мышечной нагрузки руки.

Такие упражнения подразумевают быстрое чередование силового напряжения и расслабления мышц руки.

При формировании правильного распределения мышечной нагрузки руки можно использовать игры типа «Пазлы», «Лего», при работе со штампами помогают такие виды работ, как например, вязание, управление жёстком в игровой приставке.

Особую роль в развитии мелкой моторики руки играет умение уверенно пользоваться ножницами. Постоянные упражнения: вырезывание по контуру заданной фигуры, аппликация, а также вырезывание ножницами различных фигурок из старых журналов, картинок — это полезное и увлекательное занятие для будущих школьников. Особую роль в подготовке руки к письму играет рукоделие: вышивание, шитье, вязание. Рукоделие приучает детей к аккуратности, терпению, точности, настойчивости, внимательности.

Овладение письмом связано с развитием чувства ритма. Его развитию способствуют посещение детьми различных секций и студий танцев, в которых выполняются танцевальные и физкультурные движения под музыку, требующие от детей точных действий. Полезны упражнения, в которых согласуются движения и речь. Это могут считалки. Учителю надо следить, чтобы слова сопровождались точным указательным движением руки. Считалки произносятся в разном темпе, и соответственно меняется быстрота движения руки. Остальные дети слушают и наблюдают, повторяют за учителем слова и движения. Шуточные считалки и скороговорки делают это упражнение веселым и интересным.

Поэтому систематический контроль взрослого за ребенком является условием предупреждения неправильного формирования двигательного стереотипа.

По словам С. М. Вайнерман, «В процессе организации обучения необходимо учитывать столы, за которыми сидят дети, они должны соответствовать их росту. Стул можно поставить так, чтобы передняя правая ножка находилась на одной линии с краем стола, левая же должна отстоять на 7–10 см от линии края стола. При письме туловище ребенка должно быть в прямом положении, не сгибая его ни вперед, ни в стороны, не опуская плечи, оба плеча должны быть на одной высоте. Грудь не должна касаться стола. Голова несколько наклонена вперед, чтобы глаза находились на расстоянии 20–30 см от бумаги (для ребенка маленького роста это расстояние может быть чуть меньше). Ноги согнуты в коленях под прямым углом, ступни на полу или на подставке. Необходимо следить за тем, чтобы дети не подгибали ноги под стул, не клали одну ногу на другую, не вытягивали их чрезмерно вперед и не отставляли их в сторону». [5, с 24]

  1. В. А. Сухомлинский Родительская педагогика [текст] / составили О. С. Богданова, В. З. Смаль, А. И. Сухомлинская // избранные педагогические сочинения: В 3 Т. — М.: Педагогика, 1981 — Т3–640с.
  2. В. Г. Беззубцева, Т. Н. Андриевская. Развиваем руку ребёнка, готовим её к рисованию и письму. М., Изд. «ГНОМ и Д» 2003. 120 с.
  3. Л.Н Блинова. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития. — БГПИ., 1996, -136 с.
  4. З. Н. Богатырева. Чудесные поделки из бумаги. — М.: Педагогика, 1987, –184с.
  5. С. М. Вайнерман, А. С. Большов, Ю.Р Силкин. Сенсомоторное развитие дошкольников на занятиях по изобразительному искусству. — М.: Владос, 2001
  6. Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н.Б Венгер. Воспитание сенсорной культуры ребенка. — М., 1988.

Источники:

http://www.maam.ru/detskijsad/razvitie-melkoi-u-mladshih-shkolnikov-s-ovz.html
http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/logopediya/2015/03/22/igry-dlya-razvitiya-melkoy-motoriki-ruk-s-ispolzovaniem
http://rebenkoved.ru/motorika/razvitie-melkoj-motoriki-u-mladshih-shkolnikov.html
http://moluch.ru/archive/289/65598/

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему:

Adblock
detector