Игры во второй младшей группе своими руками. Картотека дидактических игр во второй младшей группе

Содержание

Картотека дидактических игр во второй младшей группе

Устанавливая рекомендуемое программное обеспечение вы соглашаетесь
с лицензионным соглашением Яндекс.Браузера и настольного ПО Яндекса .

Эмоциональное выгорание педагогов. Профилактика и способы преодоления

Как отличить простую усталость от профессионального выгорания?

Можно ли избежать переутомления?

Устанавливая рекомендуемое программное обеспечение вы соглашаетесь
с лицензионным соглашением Яндекс.Браузера и настольного ПО Яндекса .

Добавляйте авторские материалы и получите призы от Инфоурок

Еженедельный призовой фонд 100 000 Р

  • Белоногая Юлия Аркадьевна
  • Написать
  • 10048
  • 22.03.2018

Номер материала: ДБ-1348734

Международные дистанционные олимпиады «Эрудит III»

Доступно для всех учеников
1-11 классов и дошкольников

Рекордно низкий оргвзнос

по разным предметам школьной программы (отдельные задания для дошкольников)

Идёт приём заявок

Устанавливая рекомендуемое программное обеспечение вы соглашаетесь
с лицензионным соглашением Яндекс.Браузера и настольного ПО Яндекса .

  • 22.03.2018
  • 203
  • 22.03.2018
  • 1852
  • 22.03.2018
  • 150
  • 22.03.2018
  • 203
  • 22.03.2018
  • 263
  • 22.03.2018
  • 214
  • 22.03.2018
  • 230
  • 22.03.2018
  • 153

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Дидактические игры для младшей группы детского сада

В первые год-два жизни детей дидактические игры в младшей группе помогают им преодолеть трудности, связанные с концентрацией внимания и усиленной мыслительной деятельностью через яркое, интересное содержание игрушки. Они помогают влиться им в новый коллектив в первый месяц знакомства с группой, формируют правильное представление о поведении среди сверстников.

Организация дидактических занятий в младшей группе детского сада

Игровые занятия в детском саду — это важный аспект социальной жизни ребенка.

Общение с окружающими

  • определяют вектор его психофизического и интеллектуального развития;
  • помогают раскрыть творческие способности;
  • развивают музыкальный слух;
  • формируют основные качества личности, в том числе волевые и нравственные.

Суть игры для ребенка данного возраста — самое что ни на есть глубокомысленное познание мира вокруг себя.

Цели и задачи игровой деятельности в младшей группе ДОУ

Игровые занятия, как и любые другие в детском дошкольном учреждении, преследуют три цели.

Обучение (дидактические игры) расширяет кругозор. Занятия с пазлами знакомят детей второй младшей группы с представителями окружающего мира: насекомыми, животными и птицами. Также они формируют трудовые навыки и умения. Если во второй младшей группе объявлен день чистых столов, ребята будут стараться принимать пищу аккуратно, помогут няне убрать посуду. В процессе переодевания куклы дети знакомятся с временами года, чем отличается зима от лета, почему цветы должны зимовать в помещении, усваивают последовательность одевания перед прогулкой и раздевания после нее.

Вторая цель — воспитание. Это:

  • общение с окружающими;
  • воспитание усидчивости;
  • самостоятельное принятие решения.

Развитие является последней целью игр. Это:

  • фокусировка внимания, взаимодействие с другими участниками процесса;
  • развитие речи. Это важнейшая цель младших групп, так как в первой группе детям нужно усвоить навык общения, а во второй — усовершенствовать его;
  • развитие памяти. Участие в процессе игры требует от ребенка держать в голове не только сам смысл игры, но и атрибутику и правила, как в математике;
  • развитие фантазии. Общение с различными предметами и материалами позволяет малышу примерить на себя различные роли: водителя, продавца или мамы.

Методика классификации дидактических игр в детском саду

Различные авторы по-разному классифицируют игры. Например, А. П. Усова и А. В. Запорожец предлагают такие категории:

В то же время Н. А. Короткова и Н. Я. Михайленко делят их на следующие составляющие:

  • ролевые;
  • игры с правилами;
  • подвижные игры;
  • игра-драматизация;
  • режиссерские.

Любопытные критерии игр предлагает Г. К. Селевко. Он разделяет их по следующим параметрам игровых технологий:

  • по игровой методике;
  • по игровой среде;
  • по сфере деятельности;
  • по процессу преподавания.

Обратите внимание! Игра — это не просто времяпровождение малыша. Это не что иное, как яркое выражение поведения большинства взрослых в целом.

Содержание и выбор материалов для игры

Во всех занятиях используются как предметы из жизни, так и игрушки. Занимаясь с ними, ребенок учится сравнивать и находить сходство или различия между вещами. Нельзя забывать и про такой ценный фактор, как знакомство детей со свойствами предметов: формой, цветом, размером.

При выборе материалов следует руководствоваться следующими правилами:

  • Для детей младшей группы используются предметы, максимально различающиеся по свойствам. Связано это с тем, что малыши еще не умеют находить едва заметные различия.
  • В средней группе используют предметы с малозаметной разницей. Это побуждает ребенка концентрировать внимание на мелких деталях, запоминать их отличия, количество, взаимное расположение, эстетичный вид.

Создание игр своими руками для младшей группы детского сада

Воспитателю младших групп вполне по силам самостоятельно изготовить материалы для игр из обычных бытовых предметов, ведь их большинство направлено на развитие мелкой моторики, которая занимает ведущую роль в развитии детского мозга и сенсорного восприятия ребенка.

С ростом детей игры усложняются и меняется их направление. Например, они могут содержать фрагменты театрализации или сюжетно-ролевых занятий. Среди распространенных видов игр, которые воспитателю под силу организовать самостоятельно, такие как:

  • различные модификации игр с бельевыми прищепками (рыба, заяц и лиса, колобок);
  • применение крышек от пластиковых бутылок;
  • шнуровки;
  • пальчиковые куклы;
  • сенсорные коробки.

Самодельные дидактические игры

Большинство оборудования и материалов для сюжетных занятий приобретается в готовом виде. Речь идет про:

  • игрушечную посуду;
  • куклы;
  • коляски;
  • кукольную мебель;
  • разнообразные виды транспорта;
  • всевозможные конструкторы.

Без этих предметов реализацию игровой среды представить сложно. Все это без труда можно приобрести в специализированных детских магазинах, вплоть до готовых детских кухонь, игрушечного банка или магазина.

Ребятишки с удовольствием играют с ними, однако еще большую радость они испытывают от игрового оборудования, сделанного своими руками, особенно, если принимали участие в его постройке.

Многие молодые воспитатели считают, что можно обойтись купленными предметами, а самостоятельное изготовление очень трудоемко, однако это совершенно не так. Например, атмосферу игры «Банк» можно легко воссоздать, разместив на столе старый дисковый телефон, игрушечный ноутбук и пару листов бумаги, но не следует придавать данному занятию математический уклон.

Обратите внимание! В данной игре важную роль имеет культурно-эстетический аспект: детям нужно усвоить, что банковские работники всегда одеты аккуратно, терпеливы и приветливы с посетителями.

Важные аспекты игр во второй младшей группе

Стремление ребенка узнавать новое, взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, а также его общее развитие всецело зависит от правильности организации и проведения дидактического занятия.

Отказ ребенка играть

Регулярные дидактические игры во второй младшей группе лучше всего начинать с первого дня при поступлении ребенка в детский сад. От качества организации занятий и их регулярности зависит дальнейшее развитие малыша. Во время проведения игр следует придерживаться нескольких простых правил:

  • В первую очередь следует помнить, занятие должно соотноситься с возрастом ребенка и его уровнем развития.
  • Участие малышей в занятиях допускается исключительно с их согласия. Если ребенок по каким-либо причинам отказывается участвовать, его следует провести без него. После нужно поинтересоваться причиной отказа, возможно это вызвано плохим настроением или ребенку нездоровится. Однако зачастую дети очень позитивно реагируют на дружелюбный призыв воспитателя поучаствовать в игре.
  • Детям в раннем возрасте мало вербальной инструкции, действия нужно показывать на своем примере, и ввиду хорошей развитости подражательности они с удовольствием начнут повторять действия воспитателя.
  • Занятие должно быть достаточно простым и знакомым. Желательно избегать использования незнакомых ребенку предметов. Также важен приподнятый эмоциональный настрой. Несоблюдение этих правил может привести к рассеиванию внимания у детей, а самые робкие могут просто отказаться от участия.
Читать еще:  Как сделать схема плетения листьев для роз. Как сделать розу из бисера: мастер-классы по плетению

Особенности и отличия

Обширная картотека игр, соответствующих ФГОС, делится на несколько разновидностей в зависимости от их целей и окружающей обстановки. Игры раннего дошкольного возраста делятся на следующие:

Так как в раннем возрасте восприятие у детей предметное, большое значение уделяют играм и занятиям с различными предметами.

Настольно-печатные игры сложнее для детей, так как им приходится применять абстрактное мышление, перенося внимание с предметов на их изображения.

Словесные игры специалисты относят к наиболее сложным, так как речевой центр, их память и произношение звуков в этом возрасте недостаточно хорошо развиты.

Как проводятся дидактические игры в детском садике

Важную роль в занятиях занимает вербальное общение ребят и воспитателя. Мягкая речь, наводящие вопросы и короткие сюжетные рассказы направляют игру в нужное русло. Речь воспитателя должна быть понятной и краткой. Объемные пояснения размывают внимание детей и мешают развитию игры. Также недопустима критика и указание на ошибки.

Важно! Игра — главный способ познания мира ребенком.

Дидактическое мероприятие содержит в себе различные формы деятельности детей в их сочетании. Воспитатель учит подопечных ситуационному применению зрения, слуха, двигательно-моторной деятельности и осязания.

Игра для зрения

Особенности создания мотивирующей среды

Ключевое условие создания мотивирующей среды — создание у воспитанников чувства безопасности. Причем безопасности как физической, так и психологической.

При выборе оформления группового помещения нужно учитывать влияние цвета на детский организм, его эмоциональное и физическое самочувствие. Художественный фон должен соответствовать восприятию с учетом назначения помещения, условий его эксплуатации и возраста детей.

К сведению! Психологическая экология может быть достигнута при отделке помещений с преобладанием одной мажорной цветовой гаммы. Следует стремиться не к пестроте красок, а к разнообразию тонов и фактур.

Структура и временной план дидактической игры

Проведение дидактического занятия состоит из трех основных этапов:

  1. Подготовка.
  2. Собственно, игровая деятельность.
  3. Анализ полученных результатов.

Каждый этап не более 10-15 мин.

Таким образом, игры для детей важны. С их помощью малыши будут развиваться правильно, познавать мир с большим интересом.

Редактор: Конева Елизавета Сергеевна

Учитель начальных классов первой квалификационной категории, дефектолог.

Картотека дидактических игр во второй младшей группе по ФГОС с целями

ФГОС ДО выделяет дошкольный период как отдельную самозначимую ступень образования, ориентированную на формирование успешной личности. Этап формирования личностных и деятельностных навыков начинается на четвертом году жизни ребенка. Педагогу необходимо иметь картотеку дидактических игр во второй младшей группе по ФГОС с целями, направленными на реализацию пяти образовательных областей.

Дошкольное образование не преследует цель подготовить ребенка к школе и ни в коем случае не должно копировать формы школьной жизни. Развитие и обучение следует проводить через игры и другие детские виды деятельности.

Игры для социально-коммуникативного развития

Игры, направленные на социально-коммуникативное развитие ребенка, имеют такие цели:

  • восприятие норм социального поведения;
  • развитие коммуникативных умений, навыков сотрудничества с другими детьми и взрослыми;
  • развитие эмпатии;
  • формирования чувства уважения и причастности к своей семье и коллективу сверстников;
  • формирование позитивного отношения к трудовой и творческой деятельности;
  • выработку навыков безопасного поведения.

Игра «Кому что нужно»

Цель: познакомить с основными характеристиками таких профессий, как доктор, парикмахер, пекарь; формировать позитивное отношение к трудовой деятельности.

Для игры нужно подготовить предметы, необходимы для выполнения профессиональной деятельности (шприц, ножницы, расческа, миска и т.д.), а также детали соответствующих костюмов. Дети распределяются по ролям.

Сначала с детьми нужно провести беседу о профессиях врача, парикмахера, пекаря (можно выбрать и другие). Необходимо выяснить, что малыши знают об их профессиональной деятельности. Можно спросить, у кого из детей родители имеют такие профессии.

В ходе игры каждый ребенок сначала получает детали костюма. Он должен понять, какую профессию ему нужно представлять. Если дети затрудняются с ответом, ведущий им помогает.

Далее проводится игра с предметами, которые сложены на столе. Детям нужно выбрать предмет, который необходим для их профессиональной деятельности. После этого можно предложить им показать, как этим предметом надо пользоваться.

Игра «Да или нет»

Цель: воспитывать бережное отношение к здоровью; учить управлять своим поведением, понимать какие поступки правильные.

Дети становятся в круг. Учитель должен называть различные ситуации, а малышам нужно, если озвучено правильное поведение — хлопать в ладоши, если неправильное — топать ногами.

Игра «С кем дружить»

Цель: учить детей понимать мимику людей; развивать эмпатию, воспитывать дружелюбие.

На доске разместить изображения детей с разным выражением лица. Ребятам предлагается рассмотреть картинки и выбрать себе друга. Ведущий должен попросить их объяснить свой выбор.

Игры для речевого развития детей 3-4 лет

Игры для речевого развития направлены на достижение таких целей:

  • научить ребенка пользоваться речью как средством общения;
  • увеличение словарного запаса;
  • развитие фонематического слуха;
  • ознакомление с основами звуковой и интонационной культурой речи;
  • развитие речевого творчества;
  • ознакомление с образцами детской литературы.

Игра «Громко – тихо»

Цель: развить интонационную культуру речи, научить менять силу голоса.

Для проведения игры нужно подготовить парные предметы разных размеров (большая и маленькая дудочки, уточки, машинки).

Перед началом игры педагог проводит с детьми беседу.

— Посмотрите, у меня в руках большая мама-утка. Она зовет своих деток и громко кричит «Кря-кря!». Повторите, как кричит мама-утка.

Дети громко повторяют «Кря-кря!».

— А теперь я держу утеночка. Он еще очень маленький и может только тихо говорить «Кря-кря!». Повторите, как он это делает.

Дети тихо повторяют «Кря-кря!». Педагог должен следить, чтобы дети не переходили на шепот.

После ознакомительной беседы можно перейти к самой игре. Педагог по очереди показывает то большую, то маленькую уточку, а дети должны самостоятельно произнести, как она крякает.

Аналогично можно обыграть любую другую пару предметов.

Игра «Пускание корабликов»

Цель: развитие артикуляционного аппарата, формирование навыка длительного произношения звука [ф] на одном выдохе и многократного произношения звука [п] на одном выдохе; развивать умение сочетать произнесение звука с началом вздоха.

Для игры нужно подготовить большую миску с водой, сигнальные флажки и несколько бумажных корабликов. Миску нужно поставить на маленький столик, а детей рассадить на стульчики полукругом вокруг стола.

— Сегодня я предлагаю вам попутешествовать на корабликах. Мы с вами живем в… Отметим флажком наше местоположение. (Ведущий устанавливает флажок на одной стороне миски и располагает возле него один кораблик).

— Куда бы вы хотели отправиться? (Дети называют любые города или страны, и педагог устанавливает другой флажок с противоположной стороны миски).

— Нам дует попутный ветер. Он спокойный, но сильный. Попробуем сымитировать его. Нужно сложить губы трубочкой и, не надувая щек на одном выдохе протяжно произнести звук [ф].

— А теперь появился порывистый резкий ветер. Чтобы показать его нужно, на одном выдохе прерывисто произносить несколько раз звуки [п-п-п].

Дети должны по очереди подходить к миске, назвать, куда они хотят отправиться и помочь кораблику добраться к месту назначения.

Игра «Светофор»

Цель: учить воспринимать на слух слова, находить речевые ошибки; правильно произносить слова.

Дети получают два кружочка, которые обозначают сигналы светофора. Зеленый кружочек нужно показывать, если услышишь правильное произношение слова, красные — если неправильное.

Далее ведущий показывает картинку предмета и произносит разные варианты его названия: альбом – айбом – авьбом; банан – банам – баман и т.д. Ребята после каждого слова поднимают соответствующий кружочек.

Желательно перед проведением такой игры провести исследование в группе и определить, какие слова дети произносят неправильно. Затем включить эти слова в игру.

Игры для познавательного развития детей второй младшей группы

Целью игр, направленных на познавательное развитие ребенка, является:

  • развитие интересов, познавательной активности и мотивации, любознательности;
  • формирование навыков познавательной деятельности;
  • формирование представлений ребенка о себе и других людях, об объектах окружающего мира, их свойствах и отношениях между ними;
  • ознакомление с понятиями «Отечество», «родина», основными социокультурными ценностями и традициями своего народа.

Игра «В лес за грибами»

Цель: формирование представлений о количественных отношениях между предметами «один — много».

Для проведения игры необходимо подготовить изображение большой полянки, на которой расположено несколько фигурок грибочков. Детям нужно раздать корзинки.

Читать еще:  Детская поделка из пластилина «Слон. Слоник из пластилина поэтапно

— Дети, мы пришли в лес на грибную полянку. Посмотрите, сколько здесь грибов? (Много).

— А теперь каждый из вас сорвет по одному грибу. Ответьте мне по очереди, сколько грибов в вашей корзинке. Сколько у тебя, Витя? (У меня один гриб).

Педагог должен спросить каждого ребенка.

— Давайте сложим все грибы в мою корзинку. Сколько получилось у меня грибов? (Много). А у вас? (Ни одного).

Игра «Упакуй подарок»

Цель: формировать понятие «большой», «маленький», «толстый», «тонкий»; учить соотносить предметы по размеру.

Ведущий предлагает детям пойти на День рождения к Машеньке. Для этого им нужно купить подарок. Каждый выбирает куклу (на картинках изображены куклы разные по размеру и толщине).

Теперь нужно подарок упаковать, а для этого детям нужно «купить» пакет, который будет соответствовать размеру куклы. При этом каждый ребенок должен объяснить свой выбор упаковки: «Я купил этот пакет, потому что моя кукла…».

После этой игры можно обсудить, как нужно правильно вручать и принимать подарки.

Игра «Что где растет»

Цель: учить группировать предметы на овощи и фрукты; развивать быстроту реакции, дисциплинированность, выдержку.

Для игры необходимо подготовить картинки с изображением огорода и сада и предметные картинки (или муляжи) овощей и фруктов.

Дети делятся на две команды: садоводы и овощеводы. По сигналу каждая команда должна собрать свои предметы. Побеждает та команда, которая выполнит задание быстрее.

Картотека игр для художественно-эстетического развития

Игры для художественно-эстетического развития проводятся для:

  • закладывания предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусств;
  • формирования эстетического отношения к природе и окружающему миру;
  • реализации самостоятельной творческой деятельности.

Игра «Собери капельки в стакан»

Цель: научить разбираться в цветах и их оттенках; учить соотносить предметы по цвету.

Для игры нужно подготовить стаканчики и картинки разноцветных капель.

Педагог обращается к детям:

— Я положу в этот стаканчик капельку синего цвета. Давайте наполним стакан. Добавьте свои капельки такого же цвета.

У каждого ребенка должен быть набор из капелек всех нужных цветов.

Игра «Узнай и дорисуй»

Цель: развивать у детей чувство симметрии; учить точно передавать форму предмета, штриховать.

Для игры необходимо сделать карточки, на которых нарисованы только половинки различных предметов: цветок, солнышко, листочек и т.д. Детям предлагается дорисовать недостающую часть предмета, а потом заштриховать рисунок.

Игра «Красиво — некрасиво»

Цель: учить выявлять нарушения в композиции рисунка, его цветовой гамме, формировать эстетический вкус.

Детям предлагаются разные картинки. Они должны определить, в какой цветовой гамме выполнен каждый рисунок, а затем найти и назвать предмет, который разукрашен в неподходящий цвет и нарушает общую композицию.

— Ребята, посмотрите на рисунок. Что вы здесь видите?

— Какой цвет преобладает? Какие цвета похожи на него?

— Какой предмет выделяется по цвету, кажется здесь лишним?

Такую игру можно проводить фронтально или разделить детей на группы.

Игры, способствующие физическому развитию

Игры, способствующие физическому развитию, нацелены на:

  • формирование у детей навыков двигательной деятельности;
  • развитие координации, равновесия, моторики рук и гибкости;
  • правильное формирование опорно-двигательного аппарата;
  • обучение правильному выполнению основных спортивных движений;
  • формирование навыков здорового образа жизни.

Игра «Качели»

Цель: учить выполнять различные ритмичные движения; развитие координации и равновесия.

Ведущий предлагает детям повторять за ним строчки стихотворения и выполнять соответствующие движения.

Все лето качели

Качались и пели,

И мы на качелях

(Дети начинают качать руками впе­ред-назад, в приседании слегка пружиня ноги в коленях).

Настали осенние дни.

Качели остались одни.

(Уменьшают интенсивность движений и постепенно останавливаются).

Лежат на качелях

Два желтых листка.

(Снова потихоньку начинают двигать руками).

Игра «Музыкальный стульчик»

Цель: формировать навыки двигательной деятельности, учить бегать по кругу, развивать внимательность, учить действовать по сигналу.

Для начала игры нужно по центру комнаты поставить в круг несколько стульчиков (на один меньше, чем количество участников). Дети должны стать в кружок вокруг стульев. Воспитатель включает музыку.

Пока звучит музыка, дети бегают по кругу. Как только музыка остановится, каждый должен сесть на отдельный стульчик. Одному ребенку стульчика не хватит. Он выходит из игры и стульчик убирается. Дальше игра повторяется. Так продолжается до тех пор, пока не останется один ребенок.

Игра «На прогулке»

Цель: разучить физические упражнения в движении, профилактика плоскостопия.

Перед началом игры дети выстраиваются в колонну. Воспитатель сообщает им, что они отправляются на прогулку, и просит их слушать его рассказ и повторять все движения.

— Мы идет по тропинке (дети идут друг за другом).

— Нам надо перейти через лужу (идут на пяточках).

— Подошли к яблоньке и хотим попробовать ее яблочки. Дотянитесь до них (идут на носочках).

— Надо перепрыгнуть через ручей (прыгают).

— Повстречали медвежонка, покажите, как он ходит (идут на внешней стороне стопы).

Ведущий может предлагать разные варианты движений. Для одного сеанса игры детям озвучивается не более пяти разных заданий.

Реализация всех пяти образовательных областей обеспечивает комплексный подход к развитию ребенка. Во второй младшей группе такая работа должна планироваться и проводиться с учетом возрастных особенностей детей 3-4 лет. При проведении игр необходимо добиваться создания атмосферы, способствующей эмоциональному благополучию ребенка и формированию у него позитивного отношения к себе, окружающим и к познавательной деятельности.

Об авторе-составителе: Гладко Марина Павловна, учитель начальных классов, стаж работы 23 года.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Есть мнение?
Оставьте комментарий

Понравился материал?
Хотите прочитать позже?
Сохраните на своей стене и
поделитесь с друзьями

Вы можете разместить на своём сайте анонс статьи со ссылкой на её полный текст

Дидактические игры по математике в первой и второй младшей группе: пополняем картотеку и планируем занятия

Лариса Морозова 20.07.2017 4 10k

Дети ясельной и второй младшей группы детского сада — маленькие исследователи, которые ежедневно открывают для себя что-то новое. Будучи активными в познании окружающего мира, они рано проявляют интерес к математическим понятиям. Задача педагога — не навязывать обучение математике, а добиваться, чтобы дети постигали её самостоятельно, главным образом с помощью чувств. Ведь, если преподнести ребёнку довольно сложные вещи в занимательной форме, то он будет рад узнавать новое ещё. В этом воспитателю помогут интересные занятия с использованием подвижных, пальчиковых и дидактических игр, с особенностями организации и картотекой которых и знакомит эта статья.

Игровой компонент в освоении математических понятий в ясельной и второй младшей группах детского сада: задачи и приёмы с учётом требований ФГОС

Малыши раннего дошкольного возраста только приобщаются к познавательной деятельности. И в сетке занятий яслей математика, как правило, не выделяется в отдельную непосредственно образовательную деятельность. Математические понятия затрагиваются в рамках занятий по ознакомлению с окружающим миром или ФЦКМ (формирование целостной картины мира), либо деятельность обозначается как сенсорика с элементами математики. В любом случае ознакомление малышей с математическими понятиями происходит исключительно в игровой форме, иначе дети просто не будут воспринимать образовательную деятельность.

Основные знания и умения, которыми должны обладать воспитанники первой младшей группы к концу учебного года.

  1. Элементарно классифицировать предметы (игрушки, посуда, одежда и пр.): отличать их по цвету, размеру (большой и маленький), понимать понятий «один», «много», «ни одного».
  2. Подбирать тождественные предметы (пару к сандалику, такой же по цвету и размеру кубик и пр.).
  3. Обследовать новые предметы, уметь определить их цвет, форму, размер.
  4. Выполнять манипуляции с предметами, ориентируясь сразу на два свойства (например, собрать пирамидку из 4–5 колечек разных цветов, вложить трёх матрёшек одна в другую, совмещая рисунок на сарафане).
  5. Различать ключевые формы элементов строительного материала — кубик и кирпичик, знать варианты их расположения на плоскости.
  6. Понимать простейшие пространственные отношения: ближе-дальше, вверху-внизу, спереди-сзади.
  7. Усвоить принцип элементарного чередования двух предметов — простейший сериационный ряд.

Согласно требованиям ФГОС во второй младшей группе занятия по ФЭМП уже выделяются в расписании как отдельный предмет и проводятся один раз в неделю. Малыши продолжают развивать знания, которые были заложены в ясельной группе (однако многие дети в возрасте три года только приходят в детский сад), по тем же тематическим направлениям: количество, величина, форма, ориентация в пространстве. Кроме того, добавляется новая задача — дошкольники знакомятся с временными понятиями «утро», «день», «вечер» и «ночь».

Игровой компонент на занятиях математикой в младшем дошкольном возрасте также имеет первостепенное значение.

От игры стоит ненадолго отойти лишь в том случае, когда какое-то понятие вводится впервые, а деятельность по закреплению и повторению должна быть занимательной.

Рассмотрим подробнее игровые приёмы, которые используются на занятиях в первой и второй младшей группах.

  1. Игровая мотивация — побуждение дошкольников к действию. Вызвать интерес к освоению математических понятий помогут сказочные персонажи, любимые мультгерои, забавные зверюшки, которые приходят к ребятам в гости и просят их помочь решить какую-то проблему или научить их тому, что они сами не умеют. Также хорошо работает мотив путешествия, когда воспитатель предлагает малышам отправиться в сказку или волшебную страну на импровизированном поезде, корабле, самолёте.
  2. Элементы драматизации помогут создать эмоциональный фон занятия. Дети включаются в игру, не замечая, что их чему-то обучают. Например, если ребёнок неправильно формулирует какую-то мысль, то герой (например, Винни Пух) его поправляет, даёт более подробное объяснение. Малыш в этом случае не обижается, не замыкается в себе, а делает ещё одну попытку.
  3. Метод предварительной ошибки, особенно эффективен при закреплении усвоенного материала. Педагог просит сказочного персонажа (того же Винни Пуха) выполнить задание, например, построить из палочек квадрат. Медвежонок строит его из трёх палочек — соответственно, получается треугольник. Дети, конечно же, замечают ошибку (ведь, они уже знают, чем квадрат отличается от треугольника). Винни Пух продолжает настаивать на своём, а ребята учат его правильным действиям — добавить ещё одну палочку и сделать все углы прямыми.
  4. Воспитатель участвует в игре наравне с детьми. Педагог не является сторонним наблюдателем игрового процесса, а сам собирает башенки, строит дом из кубиков, демонстрируя малышам, как интересно работать с дидактическим материалом и вызывая у них желание к самостоятельной деятельности.
  5. Игры должны быть разнообразными, направленными на чередование деятельности. В ходе занятия воспитатель использует дидактические игры, подвижные и пальчиковую гимнастику.
Читать еще:  Как сделать чтоб он скучал. Чтобы парень тосковал. Память о себе

Познавательно-игровой деятельностью малыши раннего и младшего возраста должны заниматься не только на занятии, но и в свободное время. Для этого у детей в свободном доступе должны быть различные игровые пособия. В ясельной группе это, прежде всего, игры для сенсорного развития (прищепки, геометрические фигуры, которые вставляются в ячейки по принципу пазлов, матрёшки, развивающие домики с окошками разной формы и т.п.).

Игровые пособия должны быть в свободном для детей доступе

Во второй младшей группе ассортимент пособий более разнообразен. Это домино и геометрическое лото, счётные палочки, из которых можно складывать различные картинки, «Блоки Дьенеша», настольно-печатные игры и др.

Интересно, что для закрепления математических понятий в раннем и младшем дошкольном возрасте вполне можно использовать режимные моменты. Это одевание и раздевание на прогулку, гигиенические процедуры, наблюдение за сервировкой стола и пр.

Например, во время сборов на прогулку воспитатель предлагает малышам следующие виды игровых заданий:

  • сравнить сандалики или сапожки по величине (приложив их подошвы);
  • обсудить с малышами цвет их шапок, шарфиков, курток;
  • выяснить путём сравнения, чей шарфик длиннее;
  • спросить, много ли детей сегодня пришли в куртках, пальто;
  • обратить внимание, что у каждого две варежки, а когда они сушатся на батарее, то их много.

Во время прогулки:

  • предложить дошкольникам собрать в маленькое ведро маленькие камушки и листья, а в большое — большие;
  • из песка сделать большие куличик для большой куклу, маленькие — для маленькой (соответственно из ведёрок соответствующего размера);
  • выкопать большую пещеру для медведя, а маленькую для мышки;
  • попросить ребят наполнить одно ведро полностью песком, а другое — чуть-чуть;
  • на влажном песке сделать отпечаток подошвы обуви ребёнка и взрослого сравнить их по размеру;
  • наблюдая за проезжающими автомобилями, обсуждать их цвет, размер, направление и скорость движения;
  • сравнивать по размеру дерево и куст, дерево и травинку, куст и травинку.

Перед приёмом пищи:

  • обратить внимание на сервировку стола: хлеб лежит слева от тарелки, а ложка справа;
  • в каждой тарелке находится по одной котлете (понятие «по одному»).
  • обратить внимание на цвет и форму массажных ковриков;
  • воспитатель, расчёсывая девочек, спрашивает, у кого волосы длинные, а у кого — короткие.

Фотогалерея: игровые приёмы, применяемые во время режимных моментов

Специфика использования дидактических игр в ясельном возрасте

Как показывает практика, в раннем дошкольном возрасте дети с интересом воспринимают лишь задания, в которых используются реальные предметы и конкретные действия. Задания, которые совершаются в знакомой обстановке и ситуации (например, спрятать носовой платочек за спину, показать большой кубик в коробке) обычно не вызывают у ребят трудностей. Поэтому первоначально нужно использовать при работе с малышами именно такие игры, а только затем уже переходить к картинкам.

Кроме того, при использовании игровых пособий необходимо учитывать индивидуальный подход — определять, какой объём и содержание материала доступно каждому конкретному ребёнку. Ведь в ясельном возрасте развитие малышей очень отличается в силу их психосоматического здоровья (часто болеющие дети), характера (чрезмерно застенчивые), особенностей семейного воспитания (с некоторыми с раннего возраста занимаются родители).

Большую роль играет доброжелательная атмосфера, которую воспитатель должен создать на занятии, чтобы ребёнок «раскрылся», захотел поиграть в предложенные игры. На начальном этапе многие дошкольники испытывают естественные трудности, делают ошибки — это не должно останавливать педагога, нужно вести себя мягко и терпеливо.

Формирование математических представлений особо важно, если ребёнок имеет задержку в речевом развитии. Малыш расширит свой словарный запас и усвоит слова и действия, важные для общения с людьми.

Основные виды математических игр для самых маленьких дошколят

В первой младшей группе используются не только занятия по математике, но и различного вида игры, так или иначе связанные с математическими понятиями.

Дидактические

Дидактические игры в ясельной группе основаны на манипуляции с предметами, они имеют простые правила и в большинстве своём направлены на сенсорное развитие. Рассмотрим подходящие для данного возраста варианты.

«Строим домик». Игра направлена на развитие представлений о цвете и форме. Воспитатель показывает ребятам игрушечную собачку и кошку, для которых нужно построить домики. Но собачка хочет себе дом из кирпичиков, а кошечка — из кубиков. В строительном магазине (полка или ящик с кубиками, кирпичиками, шарами) ребята выбирают нужные материалы и сооружают постройки. Животные радуются и весело танцуют. Впоследствии такую игру можно усложнить — предложить малышам построить для собачки дом из красных кубиков, а для кошечки — из зелёных и т. д.

«Большие и маленькие мячи» (различение цвета и величины). Педагог даёт детям рассмотреть мячики разного цвета и размера (большие и маленькие), затем выносит большую и маленькую куклу и сообщает, что Катя (большая) хочет поиграть с большими мячиками, а Маша (маленькая) с маленькими. Дошкольники отбирают игрушки нужного размера. Но, оказывается, что Маша капризничает: хочет маленькие мячики только красного цвета, под цвет своего платья. Катя тоже сердится — хочет синие, как её бантики на косичках.

У малышей всегда пользуются популярностью сенсорные игры с прищепками, с помощью которых можно учиться группировать предметы по цвету. Любой воспитатель может сделать такие пособия самостоятельно своими руками. Например, детям можно предложить повесить сушиться постиранное бельё на верёвочки: цвет одежды (из картона) должен совпадать по цвету с прищепкой. Другой вариант — прикрепить ёжикам на спинку колючки или приделать лапки гусенице.

Фотогалерея: игры с прищепками в раннем дошкольном возрасте

«Кто стучит?» (сопоставление понятий «один-много»). Педагог объявляет детям, что к ним сейчас придёт в гости, например, медвежонок или зайчик (игрушки). Медвежонок всегда стучит в дверь один раз («тук»), а зайка — много раз («тук-тук-тук»): при этом действия демонстрируются. Обе игрушки убираются под стол, воспитатель стучит, а малыши должны догадаться, кто пришёл.

К малышам пришёл игровой персонаж — Мишка

«Найди пару» (объединение двух одинаковых предметов). Кукла Катя просит помочь найти её вещи: перед детьми вперемешку лежит кукольная обувь и носочки (можно добавить детские вещи). Воспитатель надевает на ножку Кате один носочек и сандалик, а дошкольники должны подобрать к ним пару. Как вариант — такую игру можно проводить с бумажными рукавичками.

Малыши учатся объединять в пару два одинаковых предмета

«Зайка гуляет по группе» (ориентировка в пространстве, закрепление предлогов с пространственным значением). В гости к ребятам приходит зайчик, который хочет прогуляться по игровой комнате. Он шепчет на ухо воспитателю, куда он хочет пойти или попасть. Малыши по очереди выполняют действия, например, посадить зайчика на кукольную кроватку, стульчик, поднести его к окошку, чтобы он посмотрел, заглянуть за шкаф и т.п.

Подвижные, физкульминутки, пальчиковая гимнастика

В первой младшей группе можно играть с малышами в простейшие подвижные игры, где нет особых правил, сложных для восприятия в данном возрасте. Подойдут, например, следующие варианты.

«Не задень». Дети ходят друг за другом, обходя предметы (шары и кубики). Задача — не задеть их и соблюдать интервал при ходьбе. После игры дети должны ответить на вопросы: какие фигуры они обходили, сколько их (одна, много). Впоследствии задание усложняется — используются плоские геометрические фигуры.

«День и ночь» (предпосылки для освоения временных понятий). По сигналу воспитателя «День» малыши ходят, бегают, прыгают, по сигналу «Ночь» нужно присесть и замереть («заснуть»). По окончании игры педагог спрашивает, когда люди спят, что дети делают днём.

«Найди свой домик». На полу разложены геометрические фигуры — домики (например, у девочек — это квадраты, а у мальчиков — круги). Дети выходят гулять на полянку: собирают воображаемые цветочки, перепрыгивают через ручейки и т. д. По сигналу «Дождь» нужно быстро спрятаться в домик — стать на свою геометрическую фигуру.

На развитие ориентации в пространстве относительно своего тела направлены некоторые физкультминутки, например, «Зайка».

Источники:

http://infourok.ru/kartoteka-didakticheskih-igr-vo-vtoroy-mladshey-gruppe-2769555.html
http://vospitanie.guru/doshkolniki/didakticheskie-igry-dlya-mladshej-gruppy-detskogo-sada
http://pedsovet.su/dou/6403_kartoteka_didakticheskih_igr_vo_vtoroy_mladshey_gruppe
http://melkie.net/zanyatiya-s-detmi/didakticheskie-igryi-po-matematike-vo-vtoroy-mladshey-gruppe-kartoteka.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему:

Adblock
detector